Бесплатные бизнес-планы: специфика и как использовать?

При возникновении необходимости подготовки бизнес-плана практически любой, незнакомый с процессом бизнес-планирования, пользователь сети интернет тут же начинает искать соответствующую информацию в поисковиках, находя при этом тысячи бесплатных бизнес-планов, бизнес-планов с расчетами и готовыми маркетинговыми исследованиями. Найденные документы, по заверениям владельцев ресурсов, гарантируют Вам 99% вероятность успеха и достижения целей, для которых Вам необходим тот или иной документ. Так ли это на самом деле и какова эффективность использования готовых бизнес-планов в практических целях?

Предлагаем для начала разобраться в сути бизнес-планирования. Разработка бизнес-плана – это процесс, имеющий, во-первых, свой контур, то есть суть проекта, во-вторых, цель подготовки документации. Под контуром проекта обобщенно понимается:

- местонахождение проекта;

- объемы проекта и его ключевые технические показатели;

- рынок сбыта проекта;

- период реализации инвестиционного проекта;

- специфика производственного процесса или процесса оказания услуг;

- специфика сбытовой деятельности.

Все указанные выше параметры могут однозначно идентифицировать проект и выделить его при сравнении с другими проектами. Различия же в рамках указанных параметров между проектом с готовым бизнес-планом и Вашим проектом могут быть заметны как пользователю документации (открыть обычный салон красоты в Москве и на Чукотке – заведомо разные проекты), так и только разработчику (например, значимые изменения рыночной конъюнктуры за время, прошедшее между подготовкой готового бизнес-плана и текущим моментом).

Цель подготовки документации также весьма значима. Укрупненно выделяют:

- бизнес-планы для внутренних нужд;

- бизнес-планы для получения кредитов;

- бизнес-планы для привлечения инвесторов;

- бизнес-планы для государственных органов.

Специфика целевой подготовки бизнес-планов достаточно сильна. Это выражается не только в структуре документации, но и в модели преподнесения ключевой информации конечному пользователю. Корректная расстановка акцентов в Вашем бизнес-плане может способствовать максимально эффективному применению документации и, как следствие, реализации проекта.

Таким образом, практическое применение готового бизнес-плана даже с расчетами весьма затруднено. При адаптации подобного бизнес-плана для собственных нужд недостаточно просто поменять исходные данные и ключевые параметры проекта, помимо этого нужна более глубокая проработка вопросов и учет значительного числа нюансов при проведении расчетов в финансовом плане.

Немаловажной является и природа подготовки типового бизнес-плана. Существует два варианта подготовки типовых бизнес-планов:

- сознательная разработка типового проекта – в данном случае проработка проекта осуществляется на поверхностном, достаточном для шаблонного варианта уровне, не учитываются специфические риски, а также бизнес-модель проекта;

- адаптация подготовленного ранее для конкретного заказчика бизнес-плана под типовой вариант. При реализации данного варианта, документ, вероятно, будет более проработанным и глубоким с точки зрения детализации отдельных нюансов, что является несомненным плюсом. Но есть и значимый минус: проект проработан для конкретного заказчика в конкретном макроокружении (возможно, весьма специфическом). Это может повлечь за собой наличие отдельных нюансов, оказывающих существенное влияние на ключевые показатели проекта.

Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что наличие и использование готовых бизнес-планов является, несомненно, положительным моментом в части развития отечественной экономики. Другой вопрос, что готовые бизнес-планы должны использоваться с умом и строго в контексте первоначального изучения проекта. Готовые проекты могут быть полезны для:

- понимания структуры и предварительной оценки инвестиционных затрат;

- выделения ключевых бизнес-процессов проекта;

- понимания структуры и предварительной оценки текущих затрат проекта;

- понимания специфики сбытовой деятельности.

Изучив базовые показатели интересующего вида бизнеса, целесообразно либо в дальнейшем разрабатывать бизнес-план самостоятельно, либо обращаться в консалтинговые компании, обладающие должным опытом на конкретном рынке.

Яндекс.Метрика