Бизнес план сельское хозяйство

Под бизнес-планом проекта в области сельского хозяйства в контексте данной статьи понимаются:

- бизнес план фермерского хозяйства – незначительный по собственным объемам проект в области животноводства и/или растениеводства;

- бизнес план агрохолдинга – крупный комплексный проект в области животноводства, растениеводства и частичной или полной переработки сельскохозяйственной продукции;

- бизнес план разведения отдельных видов животных для различных целей (мясное, молочное или смешанное животноводство);

- бизнес план выращивания отдельных видов растениеводческих культур.

Специфика бизнес-планирования и консалтинга в сельском хозяйстве заключается в высокой доле неопределенности. Основными факторами неопределенности являются:

- климатические условия в конкретном периоде планирования, оказывающие влияние на общую урожайность культур, являющихся как готовой продукцией (растениеводство), так и пищевой базой для животноводства;

- присутствие рисков взрывных негативных факторов – вредители, заболевания животных и растений;

- отсутствие долгосрочной детерминированности принципов государственной поддержки и администрирования предприятий АПК;

- имеющиеся сложности в вопросах субсидирования деятельности сельхозпроизводителей и значительная продолжительность временных лагов между понесением затрат и поступлением субсидий.

Все указанные факторы формируют значительные сложности при подготовке бизнес-плана в сельском хозяйстве. Минимизация факторов риска достигается за счет подготовки эффективной финансовой модели на этапе планирования проекта. В рамках финансовой модели фермы или любого другого предприятия в области сельского хозяйства необходимо отразить:

- программу капитальных вложений (при их фактическом наличии), а именно приобретение земель, строительство основных фондов, приобретение поголовья, приобретение машин и техники;

- нормативы высева семян (с обоснованием стоимость семенного материала), удельный расход СЗР (средств защиты растений) и удобрений в разрезе выращиваемых культур, расходы на проведение СПР (сезонных полевых работ) в разрезе выращиваемых культур с привязкой к срокам культивации данных культур;

- урожайность культур на основании статистических данных для целевого региона реализации проекта;

- при подготовке бизнес плана разведения животных необходимо отразить затраты на кормовую базу и эффективность выращивания животных, выраженную через выход живого или убойного веса (при мясном животноводстве) или молока (при молочном);

- многие банки также требуют предоставление прогноза движения поголовья по группам в рамках горизонта планирования;

- персонал проекта;

- стандартные ключевые предпосылки (оборотный капитал, макроэкономическое и налоговое окружение).

Построение финансовой модели сельского хозяйственного предприятия обязательно должно быть дополнено анализом чувствительности проекта и его стресс-тестированием (по остаткам денежных средств в отдельных периодах, которые не должны быть отрицательными). Использование данного инструментария позволяет смоделировать критические ситуации (например, засуху) и являющиеся следствием данных ситуаций изменения в части бизнес-плана агропроизводителя.

Построение бизнес-плана в сельском хозяйстве должно быть ориентировано на максимальную детализацию производственных процессов и принципов выращивания продукции. Вторым по значимости аспектом для проектов в сельском хозяйстве является анализ сбытовых процессов и факторов ценообразования на готовую продукцию. Немаловажным разделом бизнес-плана сельского хозяйства, учитывая преобладание проектов, финансируемых за счет привлекаемых кредитов, является построение графика возврата кредитных средств, на который, в свою очередь, оказывает значительное влияние сезонность производства готовой продукции (особенно, в части бизнес планов выращивания отдельных культур).

Наиболее распространенными ошибками при подготовке бизнес-планов сельскохозяйственных производителей являются:

- завышенные показатели урожайности или выхода готовой продукции при ведении животноводства;

- некорректная оценка затрат на СПР;

- планирование сбыта в пиковых ценах, не учитывающее сезонную динамику цен на продукцию животноводства;

- неэффективное планирование оборотного капитала;

- построение прогнозов возврата кредитных средств вне стандартных условий крупнейших банков.

Решение подобных проблем целесообразно осуществлять с привлечением консалтинговых компаний, имеющих опыт на целевом рынке.

Яндекс.Метрика